Зачем мумии восемь саркофагов?

Египетскую знать хоронили в нескольких гробницах (одна в одной), число их могло доходить до восьми. Древние египтяне этим ритуалом намеревались обеспечить переход человека к богам, сообщает исследователь-египтолог Андерс Беттум.

2014121001-500px

«Гробницы и другие формы захоронительных приспособлений – это технологии, которые возникают в различных культурах одновременно. Все знают древнюю египетскую практику мумифицирования мертвых. А вот то, что они хоронили свои мумии в нескольких «слоях»-гробницах, – менее известный факт», – говорит египтолог отделения культуры и восточных языков в Университете Осло Андерс Беттум для Science Daily.

Схожая идея встречается в русских матрешках, китайских коробочках; также многослойность в ритуалах прослеживается в некоторых традициях норвежской поэзии.

«Египетские многослойные саркофаги основаны на том же принципе, что и русские матрешки, где похожие объекты вкладываются друг в друга», – говорит он.

Древняя египетская история охватывает период почти трех тысяч лет – до римского завоевания в 30 году до нашей эры. Сегодня в музеях во всем мире есть мумии или гробницы более или менее значимых личностей в истории Древнего Египта.

Фараон Тутанхамон, правивший в 1334-24 гг. до нашей эры и умерший в возрасте 19 лет, был захоронен в восьми гробницах, говорит Бетум.

«Для мужчин и женщин, которые были членами древней египетской знати, три или четыре саркофага были весьма обычным явлением», – добавляет он.

Переход мертвых к богам

В недавней диссертации одного исследователя «Лица в лицах – символическая функция вложенных желтых гробниц в Древнем Египте» говорится о том, что многослойные саркофаги не были лишь символом положения в обществе египетской элиты.

«Они также играли ключевую роль в процессе, который связывает покойного с предками-богами – Осирисом, богом загробной жизни, и Амон-Ра, богом-создателем и богом солнца», – говорит Беттум.

Похоронные ритуалы – слияние двух мифов

Ритуалы и мифы, которые повторялись в течение семидесяти дней (столько длилась похоронная процедура), символически отображались на гробницах. Компоненты каждого саркофага, включая покрытие самой мумии и внутренние и внешние гробницы, отражают взгляд египтян на мир.

«Украшения, формы и выбор материалов показывают смешение двух мифов об Осирисе и Амон-Ра. На внешнем саркофаге покойный изображается как Осирис – с мумифицированным телом, сине-золотым обрамлением-накладкой и бледным торжественным лицом. Саркофаг окрашен в желтый цвет и покрыт лаком, должно быть, под золото. Для оформления гробниц самых богатых египтян использовали настоящий золотой лист.

Выбор цвета не случаен: он должен символизировать свет и солнце. То, что образ Осириса представляется в лучах солнечного света, может, по-моему, означать только одну вещь. Это известное мифическое изображение: бог солнца прибывает в тронный зал Осириса, и эти два божества осуществляют мистический союз. Египтяне считали, что этот союз олицетворяет регенерацию в природе, и это означало, что покойный должен был оказаться перед лицом вечности».

Возвращение к прошлому «я»

Другое ключевое открытие, как объясняет Беттум, состоит в том, что внутренние слои саркофагов, относящихся к 19-й династии (приблизительно 1292-1191 гг. до нашей эры), изображали умершего как живого, и в его лучших одеждах. Самый первый, внутренний слой был самым важным, так как отражал цель трансформации в загробной жизни – «состояние рая», к которому эти люди стремились – не только союз с богами, но, что более важно, возвращение к их прошлому «я».

Беттум полагает, что целью этого ритуала было обозначить различие священного и приземленного.

«Многочисленные слои саркофагов мумии функционировали как повторяющиеся изображения покойного, но также и как защитные капсулы, подобные кокону личинки перед тем, как она станет бабочкой. Такие повторяющиеся образы – распространенная практика в религиозном искусстве и литературе. В Древнем Египте это символизировало вечный живительный маятник бога солнца, который раскачивается между небесами и землей, – то, с чем египтяне должны были встретиться в загробной жизни».

Беттум считает, что для глубинного изучения многослойных саркофагов нужно международное сотрудничество. Для того, чтобы сделать больше выводов и заключений, нужно проанализировать многие и многие гробницы, рассеянные сегодня по всему миру.

Многослойная гробница, которая состоит из внешнего и внутреннего саркофагов, а также «покрытия мумии» – посмертной маски во всю длину мумии. Происхождение – неизвестное захоронение в Фивах. Приблизительная датировка – 1279-1213 годы до нашей эры.

Источник

Комментарии: