Первые известные упоминания о возможном влиянии пришельцев на историю Земли принадлежат Чарльзу Форту, опубликовавшему в 1919 году «Книгу проклятых», посвященную рассмотрению фактов, исключённых из рассмотрения официальной наукой (например, происхождение Зальцбургского параллелепипеда).

Родоначальником гипотезы палеоконтакта в её современной формулировке принято считать Константина Циолковского, впервые выступившего в 1928—1929 годах с идеей возможного посещения Земли инопланетными пришельцами в прошлом.

В 1950 году Иммануилом Великовским была опубликована книга «Борющиеся миры», в которой основное внимание уделено теории катастроф (глобальное оледенение, уход частей суши под воду, цунами), причиной которых, по мнению автора, является изменение орбиты вращения Земли под действием Марса и Венеры. Взгляды автора, основанные на текстах Ветхого завета и некоторых данных геологии, астрономии, археологии, истории и мифологии с претензией на «междисциплинарность», неоднократно подвергались критике.

В 1950-е—1960-е годы популяризатором гипотезы палеоконтакта стал советский математик Матест Агрест, в резонансных статьях «Следы ведут в космос» и «Космонавты древности» интерпретировавший древние мифы как свидетельство визита на Землю представителей внеземных цивилизаций. В последующие два десятилетия в СССР было опубликовано более двухсот работ в различных научно-популярных журналах и газетах, темой которых была проблематика палеоконтактов.

Пик всемирного увлечения идеей палеоконтакта — под влиянием книги швейцарского писателя-уфолога Эриха фон Дэникена «Колесницы богов» (1968), а также снятой по её мотивам западногерманской документальной кинодилогии «Воспоминания о будущем» (1970) и «Послание богов» (в советском прокате — «Тайны богов», 1976) — приходится на 1970-е годы. В своей книге, ставшей международным бестселлером, Э. фон Дэникен, основываясь на собственной трактовке древних памятников фольклора, мифов, священных текстов, архитектурных сооружений и археологических находок (в частности, т. н. «неуместных артефактов») как «свидетельств» визита ВЦ на Землю, пытается возвести гипотезу палеоконтакта в ранг научной теории.

В 1973 году в Чикаго Джене Филлипсом было основано «Общество по изучению астронавтики древности» (англ. Ancient Astronautics Society, AAS) с целью исследования влияния пришельцев на развитие человечества и поиска высокоразвитых в техническом смысле цивилизаций, существовавших в доисторическую эпоху. Под началом AAS проводились конференции, издавался журнал «Древний горизонт» (на немецком и английском языках), были выпущены книги «Книга о древних астронавтах» и «Новые доказательства существования древней астронавтики».

Захария Ситчин в своих книгах «Колыбели цивилизации» и «Двенадцатая планета» утверждает, что некоторые мегалитические постройки (например, Баальбек или постройки на Храмовой горе) из больших каменных блоков массой до 1000 т могли быть построены пришельцами-аннунаками как стартовые площадки («космопорты») для своих космических кораблей.

Комментарии: